Поход в Балканских горах (Стара планина) – 6 дней

Пешеходная экскурсия в Балканских горах (Стара планина), в национальном парке Центральный Балкан, состоялась с 30 июля по 06 августа 2016. Группа была из 30 человек – 26 туристов, два гида, фотограф и я, переводчик. Туристы – молодые люди от 20 до 30 лет приехали из Москвы, на тиймбюлдинг, который организовала их компания. Нашли они наши услуги в интернете и поскольку многие из них были первый раз в горах, мы предложили им маршрут в более пологих горах, то есть Стара планина.

День 1. София
30 июля туристы прилетели в Софию. Мы их встретили в аэропорту и проводили до отеля. Далее у них было свободное время погулять по городу, посмотреть достопримечательности.

День 2. с. Ямна – х. Свищиплаз (1470 м)
31 июля выезд в 8:00 утра из отеля до деревушки Ямна, откуда и начался наш поход. В Ямне нас ждали погонщики с лошадьми. Мы погрузили большинство наших вещей на лошадей и начали подниматься к хижине „Свищиплац“.

Большая часть маршрута прошла через лес, местами были крутые подъемы, только уже к концу, когда мы зашли на охотничью территорию и поднялись достаточно высоко открылся первый панорамный вид.

Группа шла медленно с остановками и дошли мы до хижины, в основном, по плану к 17:00.
Нас встретили приветливые хозяева и вкусно и богато накормили. Условия в хижине, однако, не из лучших. Зато в отличие от других хижин, которые входят в заповедную зону, у этой хижины можно разводить костер. Так что после ужина вся группа собралась у костра с гитарой и песнями под звездным небом.

День 3. х. Свищиплаз – х. Момина поляна (1640 м)
1 августа после завтрака к 9:30 группа продолжила путь через горы к следующей хижине „Момина поляна“. После почти часового подъема группа наконец-то вышла на горный хребет. С обоих сторон открылись панорамы на море горных вершин. По словам местного человека, оказалось, что в этом районе около х. „Свищиплац“ добывают руду и золото. Вдалеке под нами был виден город Пирдоп с трубой в 300 м, где есть фабрика по обработке руды.

Наслаждаясь видами мы дошли до вершины Косица, первая вершина в 2000 м над уровнем моря. Там сделали привал и пообедали.

img_20160801_144841 img_20160801_152136

Далее начался спуск и у х. „Момина поляна“ мы были к 18:00. Встретил нас дедо Баньо, накормили нас и группа опять пела у хижины, но в этот раз без костра. А другая часть группы играла в настольный теннис.

День 4. х. Момина поляна – вершина Тетвенска баба (2070 м) – х.Бенковски (1500 м)
Заповедник „Боатин“

2 августа группа с песнями продожила в колонке по одному подниматься вверх.

img_20160802_173750 img_20160802_110432

Огромные облака, в виде тумана, начали покрывать всю низину постепенно поднимаясь за нами вверх.

А мы заходили в заповедник „Боатин“. Его площадь составляет 1597,2 га. В 1948 году заповедник „Боатин“ был объявлен защищенной территорией для того, чтобы сохранить вековые буковые леса, старейшие в Европе. Высота деревьев достигает 50 м, возраст большинства из них насчитывает 150 лет, а отдельных деревьев достигает 180-200 лет. В заповеднике встречаются около 600 видов представителей высшей флоры. Среди животных заповедник обитают медведи, волки, лисицы, дикие кошки, куницы, косули, благородные олени. Птиц здесь 64 вида, среди которых 10 видов сов.

Местный гид, сопровождающий нас, рассказал нам, что в период 17 – 19 века эту местность обитали кочевники. Они сжигали иглолистный лес, чтобы были пастбища для их скота.

Иглолистный лес не восстанавливается, поэтому сейчас там, на высоте 2000 м пустые поля, что не типично для такой высоты. Здесь лес заканчивается широколистными деревьями, а не иглолистными как следовало бы быть.

Выйдя из леса, мы продолжили маршрут как раз по этим почти ровным пустнным просторам на высоте около 1900 м, где паслись стада лошадей жителей местных деревень. Эта местность называется „Гьола“, здесь много воды и даже есть минеральные источники.

После привала на обед группа продолжила подниматься на самую высокую вершину в этой части горы – в. Тетвенска баба (2077 м). Подъем был трудным и медленным из-за густого тумана, который резко нас догнал и окружил. Стало холодно и ветренно. Видимости почти не было, мы теряли маркировку. Мы все промокли.

Через час ходьбы в тумане мы дошли до Антоновского перевала и начали спускаться к долине небольшой речки Равна, где есть небольшое водохранилище. Погода исправилась, спуск был быстрым и приятным и где-то через 2 часа мы дошли до х. Бенковски, которая находится на поляне среди векового букового леса.

Вечером пошел дождь и шел всю ночь. Но хижина была довольно гостеприимной. В каждой комнате можно было затопить печь, от которой было не только тепло, но и уютно. Вечером вся группа собралась в столовой у камина. Опять были песни под звуки гитары и дождя.

img_20160802_180924 img_20160802_222253

День 5. х.Бенковски (1500 м) – х. Вежен (1650 м)
3 августа утром погода все еще была хмурой и свежей, а по дороге к хижине Вежен постепенно прояснялась. Маршрут был легким, по каменистой тропе через буковые и смешанные леса. У хижины мы были к 14:00.

Часть группы осталась в хижине лежать на поляне, играть в игры, а другая отправилась в сторону вершины Вежен собирать малину и дошла только до первого панорамного участка. Вечер опять не обошолся без громких и веселых песен.

img_20160802_173502 img_20160804_093807

Хижа Вежен – лучшая из всех, которые мы посетили – больше удобств и аттракционов, среди которых – скалодром и канатный парк. Находится хижина в заповеднике „Царичина“ у подножия вершины Вежен (2198 м) – самой высокой в Тетевенском Балкане.

День 6. х. Бенковски – с. Рибарица – г. Тетевен. Заповедник „Царичина“
4 августа мы начали спуск вниз, покидая самые горные участки. Тропы стали лесными. Прошел наш маршрут через местами запрещенную территорию заповедника „Царичина“.

untitled-1-crop-2-re

Заповедник „Царичина“ – третий по величине в Национальном парке „Центральный Балкан“. Он включен в программу ЮНЕСКО „Человек и биосфера“. Он занимает территорию в 3 418,7 га. Заповеник создан в 1949 году, чтобы защищать вековые хвойные леса из ели, пихты, бука и сосен (румелийских), которые встречаются только на Балканском полуострове. Заповедник поражает своей красотой. Густые леса и горные вершины обитают более 600 видов высших видов растений, 90 видов птиц, 15 видов земноводных. В заповеднике множество красивых маршрутов, а также вершин выстой чуть больше 2000 м.

Спустились мы через этот заповедник в село Рибарица к 14:00 и оттуда на автобусе нас довезли до городка Тетевен и нашего отеля с бассейном и спортивными площадками.

День 7. Гложенский монастырь – София
05 августа около 9:30 утра мы выехали из отеля и поехали к Гложенскому монастырю. После осмотра монастыря мы двинулись к деревушке Голям Извор через фруктовые сады и залесенные участки. В деревне нас ждал автобус, после перекуса, нас отвезли обратно в Софию, на чем и закончился наш горный поход.
На протяжении всего маршрута было много малины, черники, брусники, мяты, чубреца, зверобоя и можжевельника.

Балканские горы окутаны легендами и множеством исторических событий, связанных с турецким рабством и освободительным движением в 19 веке. Каждый день местный гид рассказывал нам истории про места, через которые мы проходили.